Сразу оговорюсь — я человек верующий. И, рискуя стать мишенью снобистских выпадов, признаюсь — православный. Как это произошло сказать трудно. В семье какой-либо агитации не велось, но иконы у бабушки были. Точно помню, что в 5 лет я был атеистом. Очень живо помню как рисовал деду Мише мелом круги на земле и со снисходительным превосходством образованного человека объяснял: «Это Земля, это Луна. А где твой Бог?» Дед не отвечал. Т.е. не занимал никакой позиции в споре. Видимо это провоцировало меня, как критически мыслящего товарища, к самостоятельному поиску контраргументов. Естественно в целях полного и окончательного разгрома любого потенциального оппонента. Оппонентов, собственно, не было. Наоборот, была установка школы, телевидения, партии и правительства, что Бога нет.
Не знаю, что тут сыграло свою роль, возможно подростковый дух бунтарства, но точно помню, что в 9-м классе я уже твердо верил. Это была моя тайна. Не то чтобы что-то постыдное, но личное. Что не хочется показывать другим. Даже сейчас, когда свобода нравов достигла значительных успехов и «разрешили верить», мне неловко молиться на людях. Видимо, еще не настолько я их люблю, или во всяком случае не настолько доверяю.
Так вот вера. Меня всегда интересовал вопрос соотношения веры и знания. И многие годы интерес был профессиональным в связи с практической разработкой систем искусственного интеллекта. Постепенно происходило накопление опыта разработки, обобщение и, естественно, перенос в мировоззрение. Я здесь говорю не о вере в Бога, а о вере, как о принятии за истину чего-либо, что не может быть доказано. Не может быть доказано из-за недостаточности исходных данных, из-за ограничений выбранной логической системы, из-за ограничений вычислительных ресурсов или времени в реалтайм системах.
Собственно, началось все немного раньше. С замечательной книги Д.Пойа. Математика и правдоподобные рассуждения. Боюсь, что вообще дискутировать о месте веры плодотворно можно только с людьми основательно знакомыми с этой важной для современного думающего человека книгой. Для ее чтения вполне достаточно было 8 классов средней школы и любви к разумным рассуждениям. Кроме массы полезных выводов, касающихся школьных наук и доказательных построений, чтение книги привело к четкому разграничению того, что мы знаем, и того, что мы принимаем на веру в силу ограничений (или возможностей?) принятого метода познания мира.
Во время своих начальных шагов в разработке прикладных программных систем ИИ я и не думал использовать эти знания. Я просто комбинировал готовые рецепты, придумывал свои и больше кодил, чем думал. Только через годы я в плотную познакомился с модальными логиками. В т.ч. логиками, позволяющими корректно оперировать и строить заключения с такими предикатами как «I_think(s)» и «I_belive(s)». Еще через годы пришлось вплотную изучать (и даже что-то разрабатывать) некоторые прикладные аспекты прагматики. Даже в классическом языковом понимании, прагматика выделяет части утверждения, которые показывают, как утверждение зависит от «говорящего», как говорящий относится к высказываемому. Но в практике ИИ постоянно сталкиваешься с тем, что прагматика присутствует даже в не модальных высказываниях. Собственно вся начальная практика инженерии знаний была посвящена преодолению модальности. Т.е. «борьбе с верой» эксперта.
Оказалось, что большинство не модальных, безусловных знаний, которыми мы оперируем, относятся к формальным системам. Наличие не модальных знаний (на бытовом и естественнонаучном уровне) зависит от проработанности системы предметной онтологии. Множество фактов, бытовых высказываний, научных законов могут быть однозначно поняты различными людьми только при условии выработки одинаковых представлений о терминах (онтологии) и принятии общих допущений (аксиомы и правила построения логических выводов). И это мы еще не касались принципиальных ограничений формальных систем, не говорили о теореме Гёделя о неполноте, об ограничениях интуитивного построения теории множеств и т.п. К чему это я веду? К тому, что нужно быть скромнее и осторожнее. Мы можем говорить только о рациональности и применимости тех или иных наших знаний о мире, но не о их абсолютной безусловной истинности. Во всяком случае концепция «рационального поведения», «рациональных агентов» в области ИИ становится базовой, как более продуктивная. Другими словами, концепции прагматики (как субъективности), модальности (в т.ч. веры) являются принципиально неизбежной частью нашего мировоззрения, научного познания, здравого смысла и поведения.
Один из ценимых мною ученых — Рене Декарт — поставил сомнение в основу своего метода научного познания. Декарт советовал отличать принимаемые на веру положения от выводов, сделанных из этих посылок. Единственной неоспоримой посылкой он признавал наличие сомнения. В философском плане это трудно опровергнуть. А в бытовом? Два яблока + два яблока будет четыре? Конечно. Мы это знаем и пользуемся этим. Однако, следует понимать, что за этой «прикладной» арифметикой стоит в качестве обоснования арифметика формальная, «недостатки» которой математики понимают, но это не мешает ею пользоваться. И наоборот, есть сколько угодно примеров, когда для обоснования очевидных и полезных выводов приходится смириться с весьма странными посылками. Расхожий пример. Для обоснования привычной и интуитивно-понятной теории множеств приходится (по ZFC) смириться с аксиомой выбора, которую многие математики считают очевидной, но многие считают парадоксальной. Действительно, придется согласиться с парадоксом Банаха-Тарского: шар можно разбить на части из которых составляется два точно таких же шара. Да, основания математики и метаматематика очень интересная иллюстрация к слову «очевидно».
Следуя за А.П.Чеховым, который считал, что только фельдшер знает лекарство от всех недугов, а доктор всегда сомневается, попробуем сделать такое заявление
Принятие некоторых вещей «на веру» является неизбежным элементом нашего мировоззрения, необходимым для выживания и построения рационального поведения.
Какое все это имеет отношение к вере в Бога с которой я начал статью? Самое прямое. Я не буду сейчас провоцировать читателя демонстрацией неявного применения концепции Бога в современных научных теориях и технологиях программирования. В плане обсуждения отношения к религии, моя задача значительно скромнее. Сказанным выше, я хочу всего лишь обосновать следующее простое утверждение:
Верят все: Религиозные люди верят, что Бог есть. Атеисты верят, что Бога нет. Агностики верят, что они хитрее двух остальных категорий.
Т.е. с точки зрения «критики бытового материализма» отмечу, что никаких объективных причин для снобизма у атеистов нет. Их позиция отнюдь не укрепляется какими-либо научными законами или логическими построениями. Агностики, по сути мало чем отличаются от атеистов, поскольку никаких «бонусов» религиозности они не приобретают, а только меняют одну из неявных аксиом. Естественно, у воинствующих представителей бытового атеизма в такой ситуации возникает необходимость в применении PR техник. Одним из проявлений которых является порождение остроумных броских фраз и лозунгов антирелигиозного толка. Конечно же они не являются аргументами в осмысленном споре. Но они такие остроумные и такие броские, в них так приятно верить…
Желающие познакомиться с точкой зрения, прямо противоположной моей, могут сделать это, например, здесь. Предваряя возможные вопросы сообщу, что с точкой зрения научного атеизма я знаком и экзамен, в свое время, сдал на «отлично». Изучение обязательного в ВУЗах СССР предмета «Основы научного атеизма», который читал нам широко эрудированный и хорошо известный в Одессе специалист, действительно помогло в моем формировании как православного человека.
Уважаемый Игорь Евгениевич.
Честно говоря, прочитав Ваш пост у меня меня осталось впечатление, что вопрос не раскрыт. Во всяком случае, я так и не понял, во что Вы верите.
Т.е. Вы, конечно, написали, что Вы православный христианин.
Насколько я понимаю, чтобы считаться православным, необходимо и достаточно принять символ веры, т.е.
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.» (http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/17.htm )
Я не собираюсь оспаривать истинность или ложность приведенной цитаты. Я скажу другое: приведенная выше цитата не выражает никакой веры (в моём понимании), а потому более-менее безразлична.
Попробую объяснить свою точку зрения.
Для меня «вера» — это целевая функция, определяющая цели жизни человека. И следовательно — его конкретные поступки в каждый момент.(хотя не всегда, конечно, человек живёт «по вере»).
При таком определении, например, эгоизм — это вера, так же как патриотизм, коммунизм, и.т.д.
Ну и конечно, обычная религиозность — тоже вера, т.к. религиозность подразумевает желание прожить жизнь «праведно», т.е. так, как написано в соответствующем учении.
Среди подобных вер мне кажется наиболее достойной та, которой по-видимому придерживался Эйнштейн, а именно: что в мире существует внутренняя гармония, которую человек может воспринимать и воплощать в реальных вещах.
Несмотря на простоту утверждения, существует много мнений, противоположных ему.
Например есть точка зрения о том, что природа не так уж гармонична, а потому годиться любая теория, дающая практический результат.
На самом деле, что одну, что другую точки зрения доказать трудно, и споры между их сторонниками сродни споров верующих с атеистами.
Это неудивительно: вера в абсолютную мировую гармонию эквивалентна вере в бога (правда, весьма специфического бога).
Но такое представление о боге всё же немного отличается от общепринятого. В основном тем, что у абсолютного бога в принципе не может быть личности.
В таком случае, меняется, например, смысл молитвы.
Бог без личности не может ни услышать молитву, ни дать человеку что-либо. Молитва — это способ почувствовать всё ту же гармонию, настроиться на её волну. Но это скорее уже медитация или что-то сродни этому.
Точно так же можно переосмыслить написанное в евангелиях.
При этом многие «чудеса» автоматически перекидываются из материального в духовный аспект (тем самым переставая быть чудесами с точки зрения науки).
Ну и самое главное: тогда не очень понятно как отличить правоверного христианина от правоверного мусульманина, буддиста, зороастриста и.т.д., ведь если бог абсолютен — то ни о какой разнице говорить не имеет смысла.
Поэтому у меня всегда затруднения с отнесением себя к православной вере. К православной традиции — да, но вера это всё-таки нечто большее.
Ну и ещё два момента.
Первый: про ссылку на Ваших оппонентов (http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/17.htm)
На сайте идёт спор о доказательстве или опровержении существования бога. После долгих рассуждений, как я понял, ответ был такой: прежде, чем что-то доказывать или опровергать, надо определить, кто такой или что такое бог?
По-моему — вполне резонный аргумент и не вижу, с чем Вы тут можете быть несогласны.
Второй комментарий на счёт атеистов.
Проблема атеизма, на мой взгляд, именно в том, что это НЕ вера.
Т.е. атеизм сам по себе не ставит никакой цели в жизни.
Наоборот: он во многих случаях, он мешает людям иметь в жизни некоторые цели. Например, нужность существования монахов, посвятивших жизнь богу, явно ставиться под вопрос.
С точки зрения атеизма глупо быть праведным, не имеет смысла познавать бога и.т.д. Т.е. жизнь по-сути бессмысленна.
При этом, поскольку человеку плохо жить без цели, атеист, конечно-же выбирает себе какую-то цель (какую-то веру).
Какую — во многом зависит от самого человека.
Но вобщем-то общие черты можно заметить.
На мой взгляд, трагедия атеистов в том, что рассуждая логически и прагматично, с точки зрения борьбы за выживание и эффективности, они должны были-бы стать целеустремлёнными эгоистами, стремящимися если не к максимуму удовольствий, то по крайней мере — к карьерному росту и самосовершенствованию.
При этом, взаимоотношения с окружающими должны быть максимально жёсткими и прагматичными.
Однако, поскольку большинство атеистов всё-же образованные и порядочные люди, они очень часто не действуют жёстко и прагматично по отношению к друзьям, любимым и родным, да и далеко не всегда — по отношению к чужим людям.
Таким образом, они вступают в противоречие со своими принципами. Это-бы не беда, но вот вопрос: ради чего они жертвуют принципами? Ради абстрактного «гуманизма», веры в человека, и.т.д? А чем это отличается от любви к ближнему и признанию бога в человеке?
С уважением
Володя Сергиевский
Ваш бывший студент
Здравствуйте, Володя!
С интересом прочитал Ваш комментарий и считаю, что он вполне уместен. В первую очередь он говорит о том, что Вы (как и я) пытались проанализировать ситуацию. Т.е. подойти к ней с позиций логики. Однако сложность и большая детализированность реальных жизненных ситуаций как правило не позволяет сделать этот анализ осмысленным. Как и очень многие (почти все) Вы делаете ложную посылку и развиваете мысль, которая (по законам логики) может оказаться и верной и ошибочной. Т.е. все таки субъективной. Я даже начал разбирать Ваши посылки «по косточкам», но вряд ли от этого будет польза. Вы и сами можете это легко сделать — с Вашими аналитическими способностями это несложно. Но независимо от логичности или нелогичности, то что Вы затронули гораздо шире и возможно важнее моей первоначальной темы — соотношение веры и знания. Вы говорите о месте веры и Бога в жизни человека, о цели и смысле жизни. У меня есть свои взгляды на этот счет, но я вряд ли когда-то решусь их опубликовать.